Н. А. БУНЕЕВА
Музыкальное мышление, как и мышление вообще, подчиняется общим психологическим закономерностям. Оно подразумевает умение владеть музыкальным материалом, находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи музыкальной ткани произведений.
Существует две функции музыкального мышления: интонационная и конструктивно – логическая.
-
Интонация – главный проводник музыкальной мысли. Гармония, мелодия, ритм имеют интонационную основу.
-
Логика дает осмысление организации различных звуковых структур от простых до сложных.
Требования, предъявляемые к детскому мышлению, также тесно взаимосвязаны с развитием и тренировкой памяти. При обучении игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, учащийся должен понимать, чем он занимается. Его необходимо правильно настроить, ясно сформулировать и поставить задачу. И задача не на совершаемое движение, а на то, ради чего оно совершается – интонирование музыкальной фразы, качество звукоизвлечения, преодоление технических трудностей. У ученика необходимо будить его музыкальное воображение, учить находить в новом материале уже известные ему приемы работы. Умение видеть строение произведения: части, музыкальные фразы, повтор и их чередования, отличия и их варианты, научит ребенка работать самостоятельно над музыкальным произведением.
Проблемы обучения учащихся младших классов
-
Учащимся младших классов в силу возраста сложно понимать структуру музыки, логические процессы, динамическое значение.
-
Недостаток внимания, неусидчивость, нарушение координации движений.
-
Неумение читать с листа, причиной может быть и плохое знание нотной грамоты, и медленная реакция, и отсутствие практики.
-
Плохая организация домашних занятий
Поэтому редкий ученик способен сам, без помощи педагога разобрать произведение.
Работа с детьми всегда в значительной степени импровизация, которая требует от учителя артистичности, эмоциональной гибкости и интуиции.
Очень важно построить урок в виде диалога, совместного общения с учеником, что позволяет ребенку высказать свои мысли во время занятий. Преподаватель узнает, о чем думает ученик, что понимает или не понимает, какие возникают трудности, какой образ или характер он слышит в пьесе. Главное – не забирать инициативу у ученика, что будет залогом самостоятельности. Необходимо научить ребенка работать с текстом, разбирать звуковысотный, ритмический рисунок, следить за артикуляцией, фразировкой, аппликатурой.
Еще одно значимое условие для успешного обучения ученика - присутствие родителей на уроках, особенно в начальный период занятий. Родители знают требования преподавателя, они становятся помощниками в обучении.
Этапы работы над музыкальным произведением:
...
Читать дальше »